Представленные в данной работе разработки являются авторскими и
используются мною на уроках экологии, биологии и внеклассных
мероприятиях.
На своем опыте я убедилась, что игра необходимый вид деятельности, в
процессе которого отражается накопленный детьми необходимый опыт,
углубляются и закрепляются представления об окружающем мире,
приобретаются новые знания, навыки, меняется в положительную сторону
климат на уроке, отношение к предмету. Применение игровых форм обучения
на уроках экологии, биологии и внеклассных мероприятиях способствовало
тому, что многие учащиеся выбрали
класс с углубленным изучением биологии, вовлеклись в природоохранную
деятельность и создали общество юных экологов «Зеленый патруль».
Курс предназначен для учащихся 10 -11 классов, обучающихся в профильном классе, или планирующих поступать в ВУЗы, где профилирующим предметом является биология.
Сегодня большое внимание уделяется
охране природы, бережному отношению и любви к
ней. Но для того, чтобы охранять, беречь, любить
природу ее нужно знать. А всегда ли мы знаем
деревья, цветы, животных, птиц, насекомых, которые
нас окружают. Знаем ли мы природу родного края?
Практика показывает, что у многих учащиеся
наблюдается пробел в этих знаниях. Так, для
учащихся младшего, среднего и старшего школьного
возраста мною разработан творческий урок-игра
"Виват весна, Виват природа”.
Информатизация общества — это глобальный
социальный процесс, особенность которого
состоит в том, что доминирующим видом
деятельности в сфере общественного производства
является сбор, накопление, продуцирование,
обработка, хранение, передача и использование
информации, осуществляемые на основе
современных средств микропроцессорной и
вычислительной техники, а также на базе
разнообразных средств информационного обмена.
Одним из приоритетных направлений процесса
информатизации современного общества является
информатизация образования — процесс
обеспечения сферы образования методологией и
практикой разработки и оптимального
использования современных или, как их принято
называть, новых информационных технологий (НИТ),
ориентированных на реализацию
психолого-педагогических целей обучения,
воспитания. Этот процесс инициирует:
совершенствование механизмов управления
системой образования на основе использования
автоматизированных банков данных
научно-педагогической информации,
информационно-методических материалов, а также
коммуникационных сетей;
совершенствование методологии и стратегии
отбора содержания, методов и организационных
форм обучения, воспитания, соответствующих
задачам развития личности обучаемого в
современных условиях информатизации общества;
создание методических систем обучения,
ориентированных на развитие интеллектуального
потенциала обучаемого, на формирование умений
самостоятельно приобретать знания, осуществлять
информационно-учебную,
экспериментально-исследовательскую
деятельность, разнообразные виды
самостоятельной деятельности по обработке
информации;
создание и использование компьютерных
тестирующих, диагностирующих методик контроля и
оценки уровня знаний обучаемых.
Информатизация образования как процесс
интеллектуализации деятельности обучающего и
обучаемого, развивающийся на основе реализации
возможностей средств новых информационных
технологий, поддерживает интеграционные
тенденции процесса познания закономерностей
предметных областей и окружающей среды
(социальной, экологической, информационной и др.),
сочетая их с преимуществами индивидуализации и
дифференциации обучения, обеспечивая тем самым
синергизм педагогического воздействия.
Информационные технологии – это инструмент с
богатейшими возможностями, способный привнести
в школьный урок элемент новизны, облегчить
учителям задачу подготовки к занятиям.
Информационная технология открывает для
учащихся возможность лучше осознать характер
самого объекта, активно включиться в процесс его
познания, самостоятельно изменяя как его
параметры, так и условия функционирования. В
связи с этим, информационная технология не
только может оказать положительное влияние на
понимание школьниками строения и сущности
функционирования объекта, но, что более важно, и
на их умственное развитие. Использование
информационной технологии позволяет оперативно
и объективно выявлять уровень освоения
материала учащимися, что весьма существенно в
процессе обучения.
Так, на современном этапе развития
образовательного процесса все большую
актуальность приобретает использование
информационных технологий на уроках и
внеурочной деятельности. Компьютеры и
информационные технологии – инструмент с
богатейшими возможностями, способный привнести
в школьный урок элемент новизны, облегчить
учителям задачу подготовки к занятиям. Компьютер
должен стать неотъемлемой частью
образовательного процесса, использование
которого позволяет реализовать следующие
задачи:
1. Развитие личности обучаемого,
предполагающее:
конструктивное, алгоритмическое мышление
творческое мышление
коммуникативные способности
умение принимать оптимальные решения
навыки исследовательской деятельности
информационная культура, умение обрабатывать
информацию
активизацию познавательной деятельности с
учетом типа личности обучаемого
углубление межпредметных связей.
В связи с этим преподавание биологии немыслимо
без широкого использования различных
информационных методов и средств обучения.
Подтверждением вышеизложенного служат практики
активного применения компьютерных технологий на
уроках биологии в МОУ лицее № 2 г. Саратова.
В своей деятельности я активно использую
интерактивные компьютерные технологии, среди
которых:
электронные энциклопедии, словари и
определители;
интерактивные репетиторы, тренажёры
производства «Кирилла и Мефодия» и «1С:
Просвещение»;
проектная деятельность учащихся на основе
современных информационных компьютерных
технологий;
интеллектуально-творческие игры с
использованием мультимедийной установки.
Так, для учащихся 11 классов (с углубленным
изучением предмета) мною разработана и
применяется творческая игра, по теме: «Клетка,
метаболизм, размножение организмов».