КАБИНЕТ БИОЛОГИИ

  Сайт учителя биологии

Мордвинкиной Татьяны Александровны

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 68
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Демонстрационный вариант для подготовки к промежуточной аттестации 8 класс
 
 Часть 1 При выполнении заданий с выбором ответа (А1–А20) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.
 A-1 Какое свойство характерно для тел живой природы – организмов, в отличие от объектов неживой природы?
 1) ритмичность
2) движение
3) рост
4) обмен веществ
A-2 Какой из перечисленных органов расположен в грудной полости тела человека?
1) почка
2) тонкий кишечник
3) легкое
4) поджелудочная железа
A-3 У футбольного болельщика во время матча усиливается выделение гормона, вырабатываемого
 1) надпочечниками
2) поджелудочной железой
3) потовыми железами
4) печенью
A-4 Подавляющее большинство людей в детстве болеют ветрянкой (ветряной оспой). Какой иммунитет возникает после перенесения человеком этого инфекционного заболевания?
1) естественный врожденный
2) искусственный активный
3) естественный приобретенный
4) искусственный пассивный
A-5 На рисунке изображена схема строения пищеварительной системы человека. Какой буквой на ней обозначен желудок?
 
A-6 У детей возможны изменения формы костей конечностей, которые связаны с нарушением обмена кальция и фосфора. При недостатке какого витамина это происходит?
1) А
2) В2
3) С
4) D
A-7 Что делают с донорской кровью врачи-лаборанты с целью продления ее сроков хранения?
1) разбавляют дистиллированной водой
2) добавляют хлорид натрия
3) удаляют лейкоциты
4) охлаждают
A-8 На рисунке изображена схема строения сердца человека. Какой буквой на ней обозначено правое предсердие?
1) А
 2) Б
3) В
4) Г
A- 9 Образование углекислого газа в организме человека происходит в
1) мышечных клетках
2) голосовой щели
3) эритроцитах
4) легких
A-10 На рисунке изображен череп человека. Какой буквой на нем обозначена кость, защищающая зрительную зону коры головного мозга?
1) А
 2) Б
 3) В
4) Г
A-11 «Закладывание ушей» во время набора высоты авиалайнером возникает вследствие
1) чувства страха, испытываемого человеком перед полетом в самолете
2) изменения давления воздуха на барабанную перепонку
3) оттока крови от головы к нижним конечностям
4) быстрого перемещения жидкости в полостях внутреннего уха
 A-12 Для уменьшения отека и боли при вывихе сустава следует
1) приложить пузырь со льдом к поврежденному суставу
2) попытаться разработать поврежденный сустав
3) самостоятельно вправить вывих в поврежденном суставе
4) согреть поврежденный сустав
A-13 Недостаток солей кальция во внутренней среде организма человека может сказаться на
1) функциях лейкоцитов и эритроцитов
2) скорости проведения нервных импульсов
3) функциях желудка и поджелудочной железы
4) свертывании крови и мышечном сокращении
A14 Какой процесс происходит в анатомическом образовании, изображённом на рисунке?
1) освобождение от ядовитых веществ пищи
2) всасывание питательных веществ
3) фильтрация крови
4) обмен газами
A15 Наибольшую суточную потребность человек испытывает в витамине
1) A
 2) С
3) B1
4) D
A16 Обонятельные рецепторы в организме человека расположены в
1) полости рта
 2) области мягкого нёба
3) гайморовых пазухах
4) носовой полости
A17 В какой части глазного яблока происходит фокусировка изображения у людей, страдающих дальнозоркостью?
1) в области жёлтого пятна
 2) за сетчаткой
3) в области слепого пятна
4) перед сетчаткой
A- 18 Что из перечисленного является органом тела человека?
 1) сердечная мышца
 2) двенадцатиперстная кишка
 3) реснитчатый эпителий
4) нейрон
A- 19 Нервные узлы в нервной системе человека относят к её
1) коре больших полушарий
2) центральному отделу
3) периферическому отделу
4) подкорковым ядрам
A- 20 Часто на спецодежде военнослужащих, спасателей, пожарных, охранников можно встретить специальные нашивки. Что обозначает нашивка, приведённая в задании? В(III) Rh +
1) у её обладателя вторая группа крови, резус-отрицательная
2) у её обладателя вторая группа крови, резус-положительная
3) у её обладателя третья группа крови, резус-отрицательная
4) у её обладателя третья группа крови, резус-положительная
A- 21 Обратному движению крови из желудочков в предсердия сердца препятствует(-ют)
1) околосердечная сумка
2) створчатые клапаны
3) перегородка сердечной мышцы
4) полулунные клапаны
A- 22 Препараты, приготовленные из ослабленных микробов или их ядов, –
 1) лечебные сыворотки
 2) антитела
3) вакцины
4) антибиотики
A- 23 Гуморальная функция поджелудочной железы проявляется в выделении в кровь
1) глюкозы
 2) инсулина
3) адреналина
4) тироксина
 A- 24 К атавизмам человека относят появление
 1) хвостовых позвонков
2) диафрагмы
3) дифференцированных зубов
4) шестипалой конечности
A- 25 Сходство нервной и мышечной тканей состоит в том, что они обладают свойством
1) сократимости
 2) проводимости
3) возбудимости
 4) раздражимости
Часть 2 При выполнении заданий с кратким ответом (В1–В2) выберите три верных ответа
 
 В- 1 Что из перечисленного может стать причиной возникновения СПИДа? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) пользование общественным туалетом
2) поцелуй в щёку больного СПИДом
3) нахождение за одной партой с больным СПИДом
4) пользование чужой зубной щеткой
5) переливание крови
6) прокалывание ушей
В-2 Зрительный анализатор включает
1) белочную оболочку глаза
2) рецепторы сетчатки
3) стекловидное тело
4) чувствительный нерв
5) кору затылочной доли
6) хрусталик
При выполнении заданияВ3 выберите соотнесите отделы и функции нервной системы.
  
В- 3Установите соответствие между функцией нервной системы человека и отделом, который эту функцию выполняет.
 
ФУНКЦИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ           ОТДЕЛ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
А) направляет импульсы к скелетным мышцам          1) соматическая 2) вегетативная
Б) иннервирует гладкую мускулатуру органов
В) обеспечивает перемещение тела в пространстве
Г) регулирует работу сердца
Д) регулирует работу пищеварительных желёз
В4 Вставьте в текст «Транспортная функция крови» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.
 ТРАНСПОРТНАЯ ФУНКЦИЯ КРОВИ
Кровь переносит от пищеварительной системы ко всем клетками тела _______________(А) и выносит продукты жизнедеятельности через выделительную систему. От легких к тканям и органам кровь транспортирует _______________(Б), а обратно уносит _______________(В). Кровь переносит также _______________(Г) — вещества, выделяемые железами внутренней секреции, с помощью которых регулируется деятельность всего организма.
 ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) кислород
2) питательные вещества
3) азот
4) гормоны
5) ферменты
 6) углекислый газ
В-5 Расположите кровеносные сосуды в порядке уменьшения в них скорости движения крови.
 1) верхняя полая вена
2) аорта
3) плечевая артерия
 4) капилляры
Часть 3 Для ответов на задания (С1–С3) используйте отдельный лист или бланк. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем ответ к нему.
С 1 Объясните, почему без назначения врача нельзя принимать лекарства (приведите два объяснения).
 
Прочитайте текст «ИСТОРИЯ О ЗОЛОТОМ МАЛЬЧИКЕ» и выполните задания С2–С3 .
С 2 Прочитайте текст «ИСТОРИЯ О ЗОЛОТОМ МАЛЬЧИКЕ». Заполните в таблице «Сравнительная характеристика реального события и проведенного эксперимента» графы, обозначенные цифрами 1, 2, 3. «ИСТОРИЯ О ЗОЛОТОМ МАЛЬЧИКЕ»
В 1496 году в роскошном замке миланского герцога Моро проходило праздничное шествие, которое возглавлял мальчик, тело которого сплошь было покрыто краской, по цвету напоминавшей золото. Подросток должен был олицетворять собой «Золотой век» Возрождения, который переживала в то время вся Северная Италия, а постановщиком этого действия был великий Леонардо да Винчи. Забава знатных гостей стала роковой для артиста. После представления о нем забыли, и подросток остался на всю ночь в холодном помещении зала на каменном полу. Лишь на следующий день испуганного и плачущего мальчика нашли лежащим в дальнем углу зала. Вскоре он заболел и умер. Причина смерти долго оставалась непонятной. Одни ученые считали, что ребенок погиб от недостатка воздуха, так как дыхание через кожу стало невозможным. Другие утверждали, что причина гибели — прекращение работы потовых желез. Однако у этих объяснений были противники, которые попытались опровергнуть неверные гипотезы экспериментально. Опыт, объясняющий причину смерти ребенка, был проведен только в ХIХ веке. В эксперименте участвовали двое взрослых мужчин, тела которых были покрыты лаком, по своему составу напоминавшему золотую краску. В помещении, где находились испытуемые, постоянно поддерживали благоприятную температуру воздуха. Один мужчина пребывал в таком состоянии сутки, а другой — 8 суток без каких-либо последствий для организма. Этот смелый эксперимент, по мнению ученых, позволил им опровергнуть ошибочные версии, объяснявшие причину гибели мальчика. При выполнении задания перерисовывать таблицу не обязательно. Достаточно записать номер графы и содержание пропущенного элемента.
 
Признаки для сравнения                 Реальное событие в замке герцога Моро Эксперимент (опыт), проведенный в ХIХ в.
В каких условиях находились люди  Холодное помещение зала и каменный пол 1
2 Менее суток. 1 испытуемый 24 часа, а другой – 8 дней.
Каковы результаты события и эксперимента?         

3                                                        Изменений в состоянии здоровья испытуемых не наблюдалось.
С-3 Используя содержание текста «История о золотом мальчике» и знания курса, объясните, почему оказались несостоятельными две первоначальные версии гибели подростка. Какова истинная причина гибели мальчика?
 
Система оценивания экзаменационной работы по биологии
Часть 1 За верное выполнение заданий А1–А25 выставляется 1 балл. За выполнение задания с выбором ответа выставляется 1 балл при условии, если обведен только один номер верного ответа. Если обведены и не перечеркнуты два и более ответов, в том числе правильный, то ответ не засчитывается.
 
1. 4   10   2   19  3
2. 3   11   2   20  4
3. 1   12   1   21  2
4. 3   13   4   22  3
5. 1   14   4   23  2
6. 4   15   2   24  1
7. 4   16   4   25  2
8. 4   17   2
9. 1   18   2
 
Часть 2 За верное выполнение заданий В1–В5 выставляется по 2 балла. Для заданий В1–В2 выставляется 1 балл, если в ответе указаны две любые цифры, представленные в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях. Если экзаменуемый указывает в ответе больше символов, чем в правильном ответе, то за каждый лишний символ снижается 1 балл. Для заданий В3, В4,В5 выставляется 1 балл, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях.
№ задания Ответ
В1                4,5,6
В2                2,4,5
В3                1,2,1,2,2
В4                2,1,6,4
В5                2,3,1,4
 
 
Часть 3 КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ
Задания этой части оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа.
С1 Объясните, почему без назначения врача нельзя принимать лекарства (приведите два объяснения).
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) 
Правильный ответ может содержать следующие объяснения:
1) Врач на основе всестороннего обследования больного может определить болезнь, установить ее причину или возбудителя инфекции и назначить соответствующее лечение и препараты.
 2) Врач знает, что лекарства действуют специфически, в определенной дозе и к ним могут быть противопоказания.
Ответ включает два приведенных выше объяснения и не содержит биологических ошибок. 2 балла
Ответ включает одно из приведенных выше объяснений и не содержит биологических ошибок. ИЛИ Ответ включает два из приведенных выше объяснений, но содержит негрубые биологические ошибки. 1 балл
Ответ включает одно-два объяснения при наличии грубых биологических ошибок. ИЛИ Ответ включает одно из приведенных выше объяснений при наличии негрубых биологических ошибок. ИЛИ Ответ неправильный. 0 баллов
Максимальный балл 2
С-2 Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
Графы таблицы должны быть заполнены следующим образом:
 1) Комната с благоприятной температурой воздуха.
 2) Продолжительность события и эксперимента. ИЛИ Время события и эксперимента.
 3) Смерть ребенка.
Правильно заполнены три графы таблицы. 3 балла
Правильно заполнены любые две графы таблицы. 2 балла
Правильно заполнена одна любая графа таблицы. 1 балл
Все графы заполнены неверно или не заполнены. 0 баллов
Максимальный балл 3
С3 Используя содержание текста «ИСТОРИЯ О ЗОЛОТОМ МАЛЬЧИКЕ» и знания курса, объясните, почему оказались несостоятельными две первоначальные версии гибели подростка. Какова истинная причина гибели мальчика? Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Объяснение несостоятельности версий: – причина гибели из-за недостатка воздуха несостоятельна, так как кислород в организм человека поступает через легкие (99%), через кожу поступает около 1% всего кислорода; – причина гибели из-за прекращения работы потовых желез (потовые железы участвуют в удалении части конечных продуктов обмена) также несостоятельна, так как большинство веществ выделяется с мочой, которая формируется в почках. Согласно тексту деятельность почек не была нарушена.
 2) Указание истинной причины. Ребенок мог погибнуть вследствие нарушения в терморегуляции (перегревания или переохлаждения), так как, судя по тексту, ребенок находился в холодном помещении. Следовательно, ребенок погиб от переохлаждения. Этому способствовала золотая краска, которая нарушила терморегуляторную функцию кожи.
 Могут быть даны и иные объяснения, иначе сформулирована истинная причина гибели.
Объяснена несостоятельность двух версий и указана истинная причина. 3 балла
Объяснена несостоятельность одной из версий и указана истинная причина. ИЛИ Объяснена несостоятельность двух версий без указания истинной причины. 2 балла
Объяснена несостоятельность одной из версий. ИЛИ Указана только истинная причина. 1 балла
Ответ неправильный. 0 баллов
Максимальный балл 3
Итого максимальный балл 43


Поиск
Календарь
«  Июль 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2025
    Сделать бесплатный сайт с uCoz