Демонстрационный вариант экзаменационной работы по биологии для учащихся 7 класса.
Часть А При выполнении заданий A1–A25 выберите один правильный ответ из предложенных вариантов
1.Наука о животных:
а) ботаника;
б) микология;
в) анатомия;
г) зоология.
2. Среди перечисленных ниже животных укажите тех, которые обладают лучевой симметрией:
б) микология;
в) анатомия;
г) зоология.
2. Среди перечисленных ниже животных укажите тех, которые обладают лучевой симметрией:
а) лось;
б ) гидра;
в) еж;
г) щука;
д ) актиния;
3. Среда обитания аскариды:
б ) гидра;
в) еж;
г) щука;
д ) актиния;
3. Среда обитания аскариды:
а) почвенная;
б) водная;
в ) другой организм;
г) наземно-воздушная.
4. Взаимовыгодное сожительство двух организмов – это:
б) водная;
в ) другой организм;
г) наземно-воздушная.
4. Взаимовыгодное сожительство двух организмов – это:
а) хищничество;
б) паразитизм;
в) аменсализм;
г ) симбиоз.
5. Выберите пару организмов, между которыми существуют взаимоотношения «паразит–хозяин»:
б) паразитизм;
в) аменсализм;
г ) симбиоз.
5. Выберите пару организмов, между которыми существуют взаимоотношения «паразит–хозяин»:
а) карась и щука;
б) божья коровка и тля;
в ) судак- широкий лентец ;
г) лиса и ворона.
6. Примером консумента в биогеоценозе может служить:
б) божья коровка и тля;
в ) судак- широкий лентец ;
г) лиса и ворона.
6. Примером консумента в биогеоценозе может служить:
а) лиса;
б) водоросль;
в) дождевой червь;
г ) береза.
7. Наименьшая таксономическая единица, используемая в классификации:
б) водоросль;
в) дождевой червь;
г ) береза.
7. Наименьшая таксономическая единица, используемая в классификации:
а) отряд;
б) род;
б) род;
в) вид;
г) семейство.
8. Простейшие были открыты:
г) семейство.
8. Простейшие были открыты:
а) Д.Менделеевым;
б ) А.Левенгуком;
в) К.Линнеем;
г) Г.Менделем.
9. Цитоплазматические выросты на теле амебы называются:
б ) А.Левенгуком;
в) К.Линнеем;
г) Г.Менделем.
9. Цитоплазматические выросты на теле амебы называются:
а) ложноножками;
б) ресничками;
в) жгутиками;
г) клешнями.
10. Может питаться как животное, и как растение в зависимости от условий:
б) ресничками;
в) жгутиками;
г) клешнями.
10. Может питаться как животное, и как растение в зависимости от условий:
а) амеба;
б) лямблия;
в) инфузория туфелька;
г ) эвглена зеленая.
11. К саркодовым относится:
б) лямблия;
в) инфузория туфелька;
г ) эвглена зеленая.
11. К саркодовым относится:
а) амеба;
б) инфузория бурсария;
в) эвглена зеленая;
г) сувойка.
12. Укажите, какой из перечисленных ниже кишечнополостных организмов, является колониальным:
б) инфузория бурсария;
в) эвглена зеленая;
г) сувойка.
12. Укажите, какой из перечисленных ниже кишечнополостных организмов, является колониальным:
а) красный коралл;
б) гидра;
в) медуза;
г) актиния.
13. Железистые клетки в полости гидры:
б) гидра;
в) медуза;
г) актиния.
13. Железистые клетки в полости гидры:
а) защищают организм от механического повреждения;
б ) выделяют пищеварительные соки;
в) защищают организм от поедания хищниками;
г) передают нервные импульсы.
14. Из перечисленных ниже организмов выберите тот, который не относится к типу кишечнополостных:
б ) выделяют пищеварительные соки;
в) защищают организм от поедания хищниками;
г) передают нервные импульсы.
14. Из перечисленных ниже организмов выберите тот, который не относится к типу кишечнополостных:
а) актиния;
б ) инфузория;
в) гидра;
г) медуза.
15. Восстановление организмом утраченных частей тела называется:
б ) инфузория;
в) гидра;
г) медуза.
15. Восстановление организмом утраченных частей тела называется:
а) редукцией;
б) рефлексом;
в) оплодотворением;
г ) регенерацией.
16. В образовании атоллов активное участие принимают:
б) рефлексом;
в) оплодотворением;
г ) регенерацией.
16. В образовании атоллов активное участие принимают:
а) гидры;
б ) коралловые полипы;
в) медузы;
г) трепанги.
17. Для всех живых организмов характерно:
а) образование органических веществ из неорганических;
б) поглощение из почвы растворенных в воде минеральных веществ;
в) активное передвижение в пространстве;
г) дыхание, питание, размножение.
18. У свободноживущих плоских червей кровеносная система:
а) замкнутая;
б) незамкнутая;
в) отсутствует;
г) нет правильного ответа.
19. Зачатки коры больших полушарий в процессе исторического развития впервые появляются у:
а) пресмыкающихся;
б) рыб;
в) млекопитающих;
г) земноводных.
20. Животные как правило,
а) создают органические вещества из неорганических;
б) питаются готовыми органическими веществами других организмов;
в) всасывают растворённые в воде минеральные вещества;
г) всасывают растворённые в воде органические вещества.
21. Двойное дыхание у птиц достигается с помощью
а) легких;
б) легких и трахеи;
в) легких и воздушных мешков;
г) альвеол.
22.Три пары конечностей у
а) паукообразных;
б) ракообразных;
в) насекомых
г) моллюсков
23. Сверчков и кузнечиков относят к отряду
а) таракановые;
б) прямокрылые;
в) уховертки
г) перепончатокрылые
24.Двухкамерное сердце у
а) земноводные;
б) пресмыкающиеся;
в) птиц;
г) рыб.
25.Зоб птиц это –
а) расширение глотки;
б) отдел желудка;
в) расширение пищевода;
г) ни один ответ не верен.
Часть В При выполнении заданий В-1-В 4 выберите несколько правильных ответов из предложенных
В 1. Для представителей отряда двукрылые характерными признаками являются:
1. 6 пар конечностей;
2. одна пара крыльев перепончатая, вторая – в виде придатков - жужжальцев;
3. тело разделено на голову, грудь, брюшко;
4.имеют головогрудь;
5. ротовой аппарат лижуще-грызущий, колюще-сосущий.
В 2. Какие представители не относятся к классу хрящевых рыб?
1. камбала;
2. электрический скат;
3. голубая акула;
4. скат хвостокол;
5. скумбрия
6.лосось
В 3. Зубы, дифференцированные на резцы, клыки, коренные имеют?
1. игуана;
2. волк;
3. акула;
4. лисица;
5. варан
6.шимпанзе
В 4 У насекомых с неполным превращением
1) три стадии развития
2) внешнее оплодотворение
3) личинка похожа на кольчатого червя
4) личинка cходна по внешнему строению со взрослым насекомым
5) за стадией личинки следует стадия куколки
6) личинка превращается во взрослое насекомое
В 5. Установите соответствие между признаком и классом позвоночных животных, для которых он характерен.
б ) коралловые полипы;
в) медузы;
г) трепанги.
17. Для всех живых организмов характерно:
а) образование органических веществ из неорганических;
б) поглощение из почвы растворенных в воде минеральных веществ;
в) активное передвижение в пространстве;
г) дыхание, питание, размножение.
18. У свободноживущих плоских червей кровеносная система:
а) замкнутая;
б) незамкнутая;
в) отсутствует;
г) нет правильного ответа.
19. Зачатки коры больших полушарий в процессе исторического развития впервые появляются у:
а) пресмыкающихся;
б) рыб;
в) млекопитающих;
г) земноводных.
20. Животные как правило,
а) создают органические вещества из неорганических;
б) питаются готовыми органическими веществами других организмов;
в) всасывают растворённые в воде минеральные вещества;
г) всасывают растворённые в воде органические вещества.
21. Двойное дыхание у птиц достигается с помощью
а) легких;
б) легких и трахеи;
в) легких и воздушных мешков;
г) альвеол.
22.Три пары конечностей у
а) паукообразных;
б) ракообразных;
в) насекомых
г) моллюсков
23. Сверчков и кузнечиков относят к отряду
а) таракановые;
б) прямокрылые;
в) уховертки
г) перепончатокрылые
24.Двухкамерное сердце у
а) земноводные;
б) пресмыкающиеся;
в) птиц;
г) рыб.
25.Зоб птиц это –
а) расширение глотки;
б) отдел желудка;
в) расширение пищевода;
г) ни один ответ не верен.
Часть В При выполнении заданий В-1-В 4 выберите несколько правильных ответов из предложенных
В 1. Для представителей отряда двукрылые характерными признаками являются:
1. 6 пар конечностей;
2. одна пара крыльев перепончатая, вторая – в виде придатков - жужжальцев;
3. тело разделено на голову, грудь, брюшко;
4.имеют головогрудь;
5. ротовой аппарат лижуще-грызущий, колюще-сосущий.
В 2. Какие представители не относятся к классу хрящевых рыб?
1. камбала;
2. электрический скат;
3. голубая акула;
4. скат хвостокол;
5. скумбрия
6.лосось
В 3. Зубы, дифференцированные на резцы, клыки, коренные имеют?
1. игуана;
2. волк;
3. акула;
4. лисица;
5. варан
6.шимпанзе
В 4 У насекомых с неполным превращением
1) три стадии развития
2) внешнее оплодотворение
3) личинка похожа на кольчатого червя
4) личинка cходна по внешнему строению со взрослым насекомым
5) за стадией личинки следует стадия куколки
6) личинка превращается во взрослое насекомое
В 5. Установите соответствие между признаком и классом позвоночных животных, для которых он характерен.
Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК КЛАСС
А) четырёхкамерное сердце 1) Пресмыкающиеся 2) Птицы
Б) кожа сухая, тонкая, покрыта роговыми чешуями и костными пластинами
В) хорошо развита забота о потомстве
Г) кровь в сердце смешанная
Д) температура тела высокая и постоянная
Е) трёхкамерное сердце с неполной перегородкой в желудочке
В 6. Установите соответствие между признаком и классом животных, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК КЛАСС ЖИВОТНЫХ
А)образование цевки 1)Птицы 2)Млекопитающие
Б) развитие на теле волосяного покрова
В) наличие в коже потовых желез
Г) развитие у большинства плаценты
Д) наличие копчиковой железы
Е) формирование воздушных мешков
Критерии оценивания экзаменационной работы
А) четырёхкамерное сердце 1) Пресмыкающиеся 2) Птицы
Б) кожа сухая, тонкая, покрыта роговыми чешуями и костными пластинами
В) хорошо развита забота о потомстве
Г) кровь в сердце смешанная
Д) температура тела высокая и постоянная
Е) трёхкамерное сердце с неполной перегородкой в желудочке
В 6. Установите соответствие между признаком и классом животных, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК КЛАСС ЖИВОТНЫХ
А)образование цевки 1)Птицы 2)Млекопитающие
Б) развитие на теле волосяного покрова
В) наличие в коже потовых желез
Г) развитие у большинства плаценты
Д) наличие копчиковой железы
Е) формирование воздушных мешков
Критерии оценивания экзаменационной работы
Часть А За правильный ответ на каждое задание части А ставится 1 балл. Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует – 0 баллов.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Г Б В Г В А В Б А Г
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
А А Б Б Г Б Г В А Б
21 22 23 24 25
В В Б Г В
Правильно выполненные задания В1–В6 оцениваются следующим образом: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущены две и более ошибки или ответ отсутствует.
№ задания ответ
В1 - 2,3,5
В2- 1,5,6
В3- 2,4,6
В4- 1,4,6
В 5.- Ответ: АБВГДЕ
212121
В 6.- Ответ: АБВГДЕ
122211
В1 - 2,3,5
В2- 1,5,6
В3- 2,4,6
В4- 1,4,6
В 5.- Ответ: АБВГДЕ
212121
В 6.- Ответ: АБВГДЕ
122211
итого максимальный балл 37 баллов